Расчеты потерь электроэнергии в сетях проводят для решения задач, которые можно разделить на две группы: внутриобъектные технико-экономические задачи и задачи, связанные с взаимодействием с государственными и вышестоящими ведомственными организациями.

К внутриобъектным задачам относятся задачи повышения экономичности функционирования объекта, осуществляемые самим персоналом, эксплуатирующим объект: выявление очагов потерь, разработка мероприятий по их снижению, создание системы стимулирования персонала и т. п. Ко второму типу задач относятся задачи обоснования уровня потерь для формирования тарифов на электроэнергию (расчет нормативов потерь).

Для решения внутриобъектных задач требуется максимально возможная детализация расчетов с определением потерь в каждом элементе сети, выявлением зон повышенных технических и коммерческих потерь, технико-экономической оценкой целесообразности проведения конкретных мероприятий по их снижению и т. п. Эти расчеты могут проводиться для любой части сети отдельно (например, только для сети 110 кВ и выше или только для сетей 6-20 кВ и т. п.). Результаты расчетов для этой части сети не теряют своей ценности из-за того, что расчеты для других частей сети пока не проведены.

К расчетам потерь для обоснования их нормативов предъявляются другие требования, которые можно систематизировать следующим образом:

  • потери должны быть рассчитаны во всех элементах сетей всех напряжений, находящихся на балансе сетевой организации. Расчет потерь только в части сетей не может быть использован для обоснования тарифа на электроэнергию, устанавливаемого для сетевой (энергоснабжающей) организации в целом;
  • результаты расчета должны быть представлены в форме, обеспечивающей ясность обоснования, прозрачность структуры и динамики изменения потерь для неспециалиста в этой области. В отличие от внутриобъектных задач, пользователем результатов расчетов которых является инженерно-технический персонал самой сетевой  организации, результаты расчетов норматива потерь рассматривают сотрудники государственных служб по тарифам, которые не могут и не должны владеть всем объемом знаний и специфики электротехнических расчетов. Аналогичные требования предъявляются и к отчетности, представляемой в департаменты вышестоящих организаций, так как она анализируется, в основном, экономическими подразделениями, также не обязанными владеть спецификой электротехнических расчетов;
  • результаты расчетов должны содержать не только общий уровень потерь электроэнергии в сети, но и — в обязательном порядке — их структуру, а также оценку возможных резервов снижения каждой структурной составляющей, без чего бессмысленно говорить о нормальных потерях;
  • и, наконец, расчеты должны иметь легитимный характер.

В связи с этим важным обстоятельством является факт узаконенности программ для подобных расчетов (наличие сертификата или другого документа, подтверждающего их соответствие действующим нормативным документам) и проверки достоверности использованной в расчетах исходной информации, проводимой по установленной процедуре (в настоящее время считается, что это обеспечивается экспертизой расчетов).

Рассматривая понятие норматива с позиций лексики, можно сказать, что нормирование потерь — это приведение потерь к норме. А чтобы привести их к норме, надо сказать, что мы понимаем под нормальными потерями. Если фактические потери не выше технических, то это нормально? Многие на этот вопрос ответят утвердительно. А почему это нормально, если в сетях существуют большие резервы снижения технических потерь экономически обоснованными способами?

Допустимо ли включать в норматив некоторую часть коммерческих потерь? Многие на этот вопрос ответят отрицательно. Вместе с тем в обычной жизни каждый индивид руководствуется более здравым положением: не стоит искать потерю, если затраты на ее поиск больше стоимости потери. Известно, например, что в некоторых западных странах хищения, не превышающие 1-1,5 % потребления энергии физическими лицами, де факто включаются в тариф (де юре таких документов нет). Считается экономически нецелесообразным искать конкретные места хищений в таких объемах, так как затраты на их поиск оказываются больше стоимости найденной электроэнергии. Для полного устранения хищений необходимо создавать соответствующие подразделения, оснащенные дорогостоящей техникой. Тариф будет ниже, если включить в него разумную часть коммерческих потерь, чем гораздо большие затраты на их искоренение. Законопослушная часть потребителей (не только население, а все потребители, поэтому на население будет относиться лишь небольшая часть) фактически оплачивает хищения энергии, и, хотя это представляется несправедливым, справедливый путь оказывается «себе дороже». Здравый смысл подсказывает, что в странах с более низким уровнем жизни населения в тариф приходится включать более высокое значение коммерческих потерь. И чем ниже уровень жизни в регионе, тем выше коммерческие потери и тем более обосновано включение их большей части в тариф. Очевидно, что их включение в тариф можно рассматривать только как временную меру. Осуществление полноценного учета потребляемой энергии — первоочередная задача поставщика энергии. Лучше было бы временно продавать часть энергии ниже ее действительной цены, но полноценно учитывать объемы потребления.

К сожалению, в соответствии с действующими в России правилами коммерческие потери официально нельзя включать в норматив. Бытует мнение, что коммерческие потери являются «безобразием», их устранение — проблема только энергоснабжающей организации и учитывать их при разработке тарифов аморально (вроде признания определенной части воровства нормальным явлением). Такое мнение аналогично утверждению, что наркомания является «безобразием», учитывать ее при финансировании здравоохранения не следует, а решение этой проблемы — задача медицинских учреждений на местах. Между тем обе эти проблемы носят социальный характер, выходящий за рамки «правильных» отношений, и являются фактически общественными проблемами. Во время путешествий автору приходилось видеть в Буэнос-Айресе (Аргентина) районы старых домов, в которых проживают, по нашей терминологии, лица «без определенного места жительства». В эти районы направляют одежду «секонд хэнд», старые марки работающих телевизоров: их выбрасывают некоторые пользователи, привыкшие видеть в своих квартирах только самые современные модели. Туда же бесплатно поставляется электроэнергия. Справедливо считается, что эти общественные затраты более приемлемы, чем беды, обусловленные ростом преступности людей, поставленных на грань физического выживания. Автору не удалось выяснить, кто оплачивает энергоснабжающей организации эту бесплатную электроэнергию. Очевидно, что не она сама берет на себя благотворительную миссию спасения населения от социальных бед. Скорее всего, это оплачивают муниципалитеты. Из налогов, которые платят те же законопослушные граждане. Закон баланса не обойдешь, за неоплаченную одними потребителями энергию все равно будут платить другие. Либо через повышенный тариф на электроэнергию, либо через налоги. По рассказам очевидцев, в Кейптауне (Южно-Африканская республика) такая же ситуация.

Для обеспечения реального снижения суммарных потерь нужно, в первую очередь, сделать их структуру действительно прозрачной. Необходимо директивно признать коммерческие потери объективной составляющей тарифа, ввести понятие временно допустимого уровня коммерческих потерь и обеспечить отсутствие отрицательных последствий для энергоснабжающих организаций, раскрывших действительную структуру потерь в своих сетях. При отсутствии разумного отношения к этой проблеме энергоснабжающие организации вынуждены использовать все возможности для завышения расчетных значений технологических потерь, включая в них большую или меньшую часть коммерческих потерь.

Приведем краткое изложение толкований термина «норматив» в энциклопедических словарях.

Под нормативами понимаются расчетные величины затрат материальных ресурсов, применяемые в планировании и управлении хозяйственной деятельностью предприятий. Нормативы должны быть научно-обоснованными, прогрессивными и динамичными, то есть систематически пересматриваться по мере организационно-технических сдвигов в производстве. Различают перспективные и текущие нормы. Для их установления на практике используются три метода: аналитико-расчетный, опытно-производственный и отчетно-статистический.

Аналитико-расчетный метод наиболее прогрессивен и научно обоснован. Он базируется на сочетании строгих технико-экономических расчетов с анализом производственных условий и резервов экономии материальных затрат.

Опытно-производственный метод применяется, когда невозможно провести прямые технические расчеты. Нормы выводятся на основании испытаний, то есть эмпирическим путем.

Отчетно-статистический метод наименее обоснован. Нормы на очередной плановый период устанавливают по отчетно-статистическим данным о расходе материалов за истекший период.

Хотя изложенное выше приведено в словарях для материальных ресурсов в широком плане, оно целиком отражает требования, предъявляемые к нормированию потерь электроэнергии. Вместе с тем анализ многих публикаций, в названии которых содержатся слова «принципы нормирования», показывает, что авторы неправомерно отожествляют результаты расчета технологических потерь с нормативом фактических потерь. На самом деле нормирование потерь начинается после расчета технологических потерь, на базе его результатов, но сам расчет потерь нормированием не является.

Нормирование потерь — это процедура установления для рассматриваемого периода времени приемлемого (нормального) по экономическим критериям уровня фактических потерь (норматива потерь), значение которого определяют на основе рассчитанной структуры потерь и анализа возможностей снижения в планируемом периоде каждой составляющей этой структуры. Под нормативом отчетных потерь необходимо понимать сумму нормативов четырех составляющих укрупненной структуры потерь, каждая из которых имеет самостоятельную природу и, как следствие, требует индивидуального подхода к определению ее нормального уровня. Норматив каждой составляющей потерь должен определяться на основе расчета ее фактического уровня и анализа возможностей реализации выявленных резервов ее снижения.

Если вычесть из фактических потерь все имеющиеся резервы их снижения в полном объеме (не только эксплуатационные резервы, но и снижение, достигаемое за счет дополнительных капиталовложений), результат можно назвать оптимальными потерями при существующих нагрузках сети и существующих ценах на оборудование.

Этот уровень потерь имеет главным образом теоретический интерес, так как осуществить все мероприятия в короткий период времени нереально. Расчетный уровень оптимальных потерь будет из года в год изменяться, так как будут меняться нагрузки сети и цены на оборудование. Если же норматив потерь определен по перспективным нагрузкам сети с учетом эффекта от реализации всех экономически обоснованных мероприятий, его можно назвать перспективным нормативом, например, «Перспективный норматив потерь на 2012 г. (оценка 2009 г.)». По мере постепенного уточнения исходных данных перспективный норматив также необходимо периодически уточнять.

Для внедрения всех экономически обоснованных мероприятий требуется определенный срок. Поэтому при определении норматива потерь на предстоящий год следует учитывать эффект лишь от тех мероприятий, которые реально могут быть проведены за этот период (с учетом времени их реализации в течение года). Такой норматив можно назвать текущим нормативом.

Норматив потерь определяют при конкретных значениях нагрузок сети. Перед планируемым периодом эти нагрузки определяют на основе прогнозных расчетов. Поэтому для рассматриваемого года можно выделить два значения такого норматива: прогнозное (определенное по прогнозируемым нагрузкам) и фактическое (определенное в конце периода по состоявшимся фактическим нагрузкам).

Что касается норматива потерь, включаемых в тариф, то здесь всегда используется его прогнозное значение (тариф задним числом не исправишь, хотя возникшее несоответствие можно было бы использовать для корректировки норматива следующего года). Фактическое же значение норматива целесообразно использовать при рассмотрении вопросов премирования персонала. При существенном изменении схем и режимов работы сетей в отчетном периоде потери могут как существенно снизиться (в чем нет никакой заслуги персонала), так и увеличиться, «похоронив» его целенаправленную работу по снижению потерь. Отказ от корректировки прогнозного норматива несправедлив в обоих случаях.